История русской литературы ХХ века переписывалась
несколько раз — важные персоны оказывались пустышками, а неизвестные
ранее авторы возникали из небытия. Имя Даниила Хармса, как
непревзойденного гения мировой литературы «абсурда» и «черного юмора»,
впервые появилось в узких кругах любителей словесности в конце 60-х
годов прошлого века, через два с лишним десятилетия после смерти
писателя. В 70 — 80-е годы малая толика его произведений была
опубликована, а большая часть ходила в «самиздате». И только в конце
80-х творчество Хармса предстало перед читателями.
Человек в клетчатых штанах
В обыденной жизни его звали Даниил Иванович Ювачев, родился он в
Петербурге в 1905 году, в семье известного в свое время народовольца,
когда-то приговоренного к смертной казни, замененной на пожизненную
сахалинскую ссылку, и ставшего впоследствии автором религиозных книг
и мемуаров.
Еще мальчишкой юный Ювачев придумывал себе разные странные
имена: Хармс, Чармс, Шардам, Хаармс… Полагая, что таким образом
сужденные ему беды не отыщут свою цель. Сохранилась запись в его
дневнике: «Папа сказал мне, что пока я буду Хармс, меня будут
преследовать нужды. Даниил Чармс».
В школе он учился хорошо — выучил немецкий и английский языки.
Поступил затем в Ленинградский электротехникум, но через год его оттуда
отчислили за «неактивность в общественных работах». В 1925 году
он познакомился с оригинальной личностью — поэтом Александром
Труфановым, носившим в пролетарской советской России бархатный камзол
с жабо. Позже Хармс переймет у своего первого поэтического учителя эту
манеру одеваться вызывающе — пусть и очень бедно, зато пестро.
В литературном кружке Труфанова
состоялось знакомство Хармса с другими поэтами — Введенским, Липовским,
Друскиным, с которыми он образовал группу под названием «Чинари».
А осенью 1927 года компания молодых ленинградских писателей, философов,
художников и кинематографистов создала ОБЭРИУ («Объединение реального
искусства»). По мнению «обэриутов», искусство должно проникать
за внешнюю видимость жизни в ее реальность. А посему в их произведениях
действительность представала несколько странной и необычной.
В январе 1928 года «обэриуты» провели свой вечер
в ленинградском Доме печати: стихи, театральные постановки, а затем
диспут со зрителями затянулись до утра. Но на следующий день в газете
появилась недоброжелательная статья, в которой творчество «обэриутов»
было характеризовано как «откровенный до цинизма сумбур». А несколько
позже была опубликована еще одна статья, где было написано, что «их
бессмысленная поэзия — это протест против диктатуры пролетариата. Это
поэзия классового врага».
Свой среди детей
Из тех времен остались всего два опубликованных стихотворения
Хармса. Более того, писатель и не делал попыток печатать свои серьезные
произведения, прекрасно понимая, что это невозможно. Зато по просьбе
Самуила Маршака он начал сотрудничать в детских журналах «Чиж» и «Еж»,
напечатав в них стихи, которые сейчас стали детской классикой: «Иван
Иванович Самовар», «Врун», «Из дома вышел человек», «Миллион»…
Однако к середине 30-х годов Хармс пишет для детей все реже
и реже. В это время он переходит на прозу, которая день ото дня
становится все мрачнее и саркастичнее. Он пишет ежедневно, не давая
себе поблажки. Пишет «в стол», зная, что читатель его произведения,
может быть, не увидит никогда.
И хотя творчество Хармса далеко от всякой политики, власть
не без основания видит в нем своего беспощадного критика. То, что
большинству казалось «нормальной жизнью», Даниил Хармс представлял
и описывал как кошмарный абсурд, не поддающийся разумному пониманию
и объяснению. Писатель старался не только не публиковать свои творения,
он даже не давал читать их друзьям, он искренне боялся репрессий.
И все же настроения, образ жизни, даже внешний вид Хармса раздражали
коммунистических идеологов — машина репрессий не миновала писателя.
Впервые Хармс был арестован в 1931 году и сослан в Курск, однако через
несколько месяцев, благодаря хлопотам друзей, его освободили
и позволили вернуться в Ленинград. В 1937 году его арестовали снова,
и опять ему повезло: вскоре он опять был освобожден. Судьба будто бы
действительно все примеривала свои удары. В дневнике Хармс пишет
о своей семье: «Нам нечего есть. Мы страшно голодаем
Из дома вышел…
Вторая половина 30-х годов стала сплошным кошмаром для всех, кто
понимал и чувствовал — в стране творится что-то невероятное. Можно
назвать литературный труд Хармса в этот период настоящим подвигом.
Трагедия его существования все более проникала в тон его произведений —
смех почти исчез, его заменил ужас. Как все великие поэты, Хармс был
провидцем и предчувствовал неизбежность своей скорой смерти.
В июне 1941 началась война, людей охватила паника.
По рассказам близких, за необычную одежду Хармса не раз принимали
на улице за шпиона. А уже в августе он был снова арестован и через
некоторое время убит. О смерти его до сих пор ходит много легенд.
По одной из них писатель вышел днем на минуту в магазин, был арестован
прямо на улице, и долгие годы никто не знал — что с ним. Совсем как
в стихотворении Хармса:
«Из дома вышел человек…
Зашел он в темный лес
И с той поры… исчез».
По другой версии, его жена Марина Малич в сентябре 1941 года
написала своим знакомым: «Даня уехал к Николаю Макаровичу», что
значило — арестован НКВД, как Николай Макарович Олейников, поэт
и близкий друг Хармса. А в начале февраля 1942 года супруге сообщили
о смерти Хармса.
По слухам, он умер в психиатрической
тюремной больнице от голода. Но есть исследования, в которых
утверждается, что Хармс был расстрелян в тюрьме еще осенью 1941-го. Под
знаком «перестройки» в конце 80-х годов прошлого века ленинградское КГБ
выдало литературной общественности часть своих архивов, касающихся
смерти Хармса, но доверять этим источникам всерьез нельзя.
Мало кто из «обэриутов» уцелел в кровавых событиях 30 — 40-х
годов. Погибли в чекистских застенках Александр Введенский и Николай
Олейников, пали смертью храбрых на фронте Борис Левин и Леонид
Липовский. Отсидел ни за что в лагерях Николай Заболоцкий…
Архивы и рукописи Хармса спас его друг, поэт Яков Друскин,
зимой 1942 года пробравшись в комнату писателя и забрав оттуда бумаги.
Двадцать лет он не трогал их, надеясь, что вдруг Хармс еще вернется.
Ведь на момент исчезновения ему было всего 36 лет. Но чуда
не случилось.