Неофициальный сайт Даниила Хармса
Новости

Произведения Даниила Хармса


Новости » Произведения » Письма и дневниковые записи » Дневниковые записи

июнь - июль 1925 г.

     Книги из Библиотеки новых книг:
     Аристофан. -- Об искусстве поэзии;  Баррэт  У. --  Загадочные явления
человеческой психики; Баумгартен Ф. -- Психотехника, ч. 1-ая; А. Бергсон, т.
V:
     1) Введение в метафизику
     2) Психофизический параллелизм и позитивная метафизика
     3) Смех
     Т. IV:
     -- Вопросы философии и психологии.
     -- Время и свобода воли.
     -- Длительность и одновременность.
     А. Бергсон:
     Материя   и   память.  Исследования   об   отношении   тела   к   духу.
Непосредственные данные сознания, т. II. Творческая эволюция.
     Бергсон. Смех в жизни и на сцене.
     Бернштейн   А.   Клинические   приемы   психологического   исследования
душевно-больных.
     Бехтерев В. М.
     -- Коллективная рефлексология.
     -- Объективное изучение личностей. Вып. I.
     -- О гипнотизме.
     -- Основы учения о функциях мозга. Вып. III.
     Сексуальный вопрос:
     Бард и  Фоквелль.  -- Половая слабость как вид неврастении; И. Блох. --
Половая жизнь нашего времени; Василевский  Л. М.  --  К здоровому половому
быту; <Василевский  Л.  М. Половое извращение>; <Вейнингер О.  -- О  Генр.
Ибсене и его произведениях>; Вейнингер Отто. -- Пол и характер; Вейнингер --
О. -- Последние слова;
     Афанасьев. Заветные сказки. "Стыдливая барыня".
     Гегар А.  -- Половое влечение;  Проф.  Герцеги. -- Женщина в физиолог.,
патолог., и нравст. отнош.; Левенфельд Л.  -- Сексуальные проблемы: <Ленц А.
К. -- Стыд и его энач. для полового чувства>; Мейер А. -- Гигиена бездетного
брака;  <Freud Z.  --  Теория полового влечения>;  <Ковалевский.  -- Половая
психология>; Havelock Ellis. -- Geschlechtstrieb und Schamgefuehl.
     Чехов. "Без заглавия".
     Тютчев. Полетика
     5 Jun. 1925.

         ---

     Скоро кони мочатся --
     значит им так хочется.
         (Арабия)

        1

     На шестерни похожие
     Идут, идут прохожие
     И чешет их эхо
     И ступью скрежет ступь

        2

     Отбив трубы и ропота
     Набив копыты топотом
     За домом
     Галопом
     О лбы булыжин б'ют

        3

     А ты меня не поняла
     И я твоя Япония
     И вся -- та наша жизнь
     есть борьба.

        4

     Разлейся ночь прекрасная,
     А я под знамя красное
     И шагом
     И флагом
     И ослепью глаза.

        Дорогие мои ... дорогие ... хорошие
        И вся та наша жизнь есть борьба! -- а --

     Mann Thomas. Herr und Hund. 1919. Berlin.
     Hegeler Wilh. Der vershuettete Mensch. 1924. Berlin.
     Инбер В. Цель и путь.
     Мариенгоф А. Имажинисты, 1925.
     Звенья
     Ушкуйники. Альманах.

         ---

        Милый друг,
     вот вам мой почерк. Напишите что-нибудь веселенькое о том, что творится
за "кулисами души" у Вашего покорнейшего слуги.
     Носи штаны тише.

         Семен Полоцкий.

        Морда сорпинка
        в ухват побрелок
        наклюнул гахнул
        фигурой конька
        как спаржа и стужа
        подвязку одень
        картонная ветка
        у Дома сирень

     Семен Анатольевич Полоцкий. П. С., Большой проспект, д. 74, кв. 8.
     Собачий поезд
     Заулев. Крученых и Хлебников

         ---

     Фраза "будем друзьями".
     Разница?
     Сходство в обделенности.
     Другой раз ссора, а тут  вежливость.  Нет  спора. Не  уважаешь ни одной
черты  талантливости  в ней, а  она  в  тебе.  Помешан на мысли  сделать  ее
товарищем. Занят о том, как она подойдет.
     В самое  первое время можешь быть с другими женщинами.  Физически нуль.
Утопичный брак.
     Не товарищ, ибо ты к ней не как советник, а как учитель.
     Влюблен не  в Маро, а в описание ее нам. Не  <любовь> влюб<лен>, потому
<что> с первого  дня стал хвастаться. Все сводилось не к Маро, а к тебе, как
ты  хорошо знаешь жизнь и как хорошо нашел. Долг и должник.  Призреваемость.
Мелочные ошибки, фехтование.
     Любишь  афоризмы  и  видишь в  них  слишком  большие  мысли,  и  хочешь
сл<ишком> б<ольшую> жизнь уложить в афоризм.

         ---

     <На меня пали несколько обвинений,  за  что я должен оставить техникум.
Насколько мне известно, обвинения эти такого рода:
     1) Слабая посещаемость.
     2) Неактивность в общественных работах.
     3) Я не подхожу к классу физиологически,
     В  ответ  на  эти обвинения  могу  сказать  следующее.  Техникум должен
выработать  электротехников.  Уж,  кажется,  ясно.  Для  этого  должны  быть
люди-слушатели -- хорошие работники, чтобы не засорять путь другим.
     О  работоспособности людей судят или непосредственно из их  работы, или
путем психологического анализа. Намекну вам на второе. Сомневаюсь ...>

         ---

     Компл<имент> Лермонтову. Обрыв в виде характеристики Демона.
     Разговор о  худож<нике>.  О гиперболизме -- будто  бы он  увел<ичивает>
художественность.
     Психологическое значение Демона.
     О герое Н. В. Ничего. Было и раньше. Пс<и>хол<оги>зм.
     О Лермонтове и Пушкине.
     Зачем-то в коротком докладе об обществе. Конец ближе к моей теме.
     Последние строки.

         ---

     Слишком много содержания.
     Когда можно бы было удовлетв<ориться> построением.

         ---

     Гефдинг Г. Очерки психологии, основанной на опыте.
     Грузенберг С. Психология творчества.
     Данилевский В. Гипнотизм.

         ---

     Глазами взвила ввысь стрелу. Улыбку убери твою.
     А сердце рвется к выстрелу. А горло бредит бритвою.

         ---

     Дюбуа П. Самовоспитание.
     Бонч-Томашевский. Книга о танго.
     К. Бюхер. Работа и ритм.
     Волков-Давыдов С. Краткое руководство по мелодекламации.
     Всеволодский-Гернгросс  В.   Искусство  декламации.   Теория  русс<кой>
разговорной интонации.
     Gastex. Гигиена голоса.

        Стихотворения наизустные мною:
     Каменский:  Моейко  сердко. Персия.  Ю.  Морская.  Колыбайка.  Жонглер.
Прибой в Сухуме. Солнцень-Ярцень. Времена года. 9
     Северянин: Ингрид. Предсмерт. Красота. Поэза отказа. Промельк. Пятицвет
П. Поэза о Харькове. Твое  Утро. Кэнзели.  Это было  у моря.  Весенний день.
Лесофея. Виктория  Регия. Хабанера.  Ш.  Шампанск. Полонез.  Мои похоронные.
Тринадцатая. Русская. 19
     А.  Блок:  Двенадцать.  Незнакомка.  Ты   проходишь.  Сусальный  ангел.
Потемнели, поблекли. В ресторане. В голубой далекой спаленке. 6
     Инбер: Сороконожки. Рома<н>с I. 2
     Гумилев:  Картон<ажный) мастер.  Слоненок.  Трамвай.  Детская  песенка.
Странник. Три жены мандарина. 6
     Сологуб:  Колыб<ельная>  песня  I.  Колыб<ельная>  песня  II.  Все было
беспокойно и стр<ойно>. Простая песенка. 4
     Белый: Веселье на Руси. Поповна. 2
     Ахматова: Цветов и неживых вещей. Двадцать первое... 2
     Маяковский:  Левый  марш.  Наш марш. Облако в штанах. Из улицы в улицу.
Порт. В авто.  Еще  Петербург. Ничего не понимают.  А  вы могли бы. Старик с
кошками. Военно-морская любовь. Уличное. О бабе Врангеле. 19
     Асеев: Траурный марш. Собачий поезд. День. 3
     Есенин: Да, теперь решено, 1-ая ария Пугачева. 2
     Хлебников: Уструг Разина (отрыв.). Ор. 13. 2
     Туфанов: Весна. Нень. 2
     Вигилянский: Поэма о  лошадях.  В лунный  полдень.  Менуэт. Васильки.
Заклятье. Танго. 6
     Март: Черный дом. Бал в черном доме. Белый Дьявол. 3 танки. 4
     Марков: Марш. Романс. 2

         ---

     Пушкин. 500 новых острот и каламбуров. Собрал А. Крученых.
     Радин Е. П. Футуризм и безумие.
     Сборники по теории поэтического языка.
     Литерат. энциклопед.
     Львов-Рогачевский. Новейшая русская литература.
     Томашевский. Русское стихосложение. Метрика.
     Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка.
     Шкловский В. Развертывание сюжета.
     А. М. Пешковский. Русс. синтаксис в научном освещении.
     Виктор Эйхенбаум. Мелодика стиха.
     И. Блох. Половая жизнь нашего времени.
     Г. Эллис. Мужчина и женщина.

         ---

По поводу наименования:
     Должен  опросить,  какое происходит всплывание  при названии  известных
улиц.
     Новая ритмика -- невозможна скандовка.
     Новые словообразования. Имажинистические образы.
     Почему ты сегодня с маленьких лет так циничен.
     Галлицизмы.  Палетик   Андрей  Петрович.  Все  характеристики  в  два
прилагательных (маленькая, озлобленная).
     Прием выхода на улицу.
     Про прием лирический.
     Размашка большой повести:
     Между тем Арганька шкет -- повествование мелких рассказов Куприна.

         ---

     Импрессионисты.  Гамсун.  Макс.  Горький.  III  гл.  чуть  не  Гончаров
(начало). А уж потом Гоголь про поросенка.
     "Описанным мною способом пропели девять".
     Уездком -- черт знает что
     Всякий очень вежлив, причем предупрежден.
     Начало IV главы длинные тени, спящие дома и разное там.
     Секретарь уездкома.
     Конец юмористичен, как у Чехова "Свадьба в Пятисобачьем пер."
     Описания и поучения в театре.
     Легко для артикуляции.
     Две завязки и, по всей вероятности, параллелизм.

         ---

     Описание вроде восхода солнца.  Большая  связь  письма  и  правильности
фраз.
     Капельмейстерская муз<ыка>. Деланный юмор.

         ---

     Туфанова видел 15 июля 1925 г. Приехал. Видел в трамвае 12 в 11.30 дня.
Уг. Литейной.

         ---

     Сентиментален  логически.  Откровенен. Есть самолюбие, но не такое, как
кажется со стороны,  не  показное и  тайное.  Ни в чем  не будете новатором.
Предполагал,  что,  по  убеждению,  все, пока  коммунист  большевик  получил
образование, м. б. и высшее, но как-то или не систематическое или наоборот.
     а нос ананас



Источник: http://lib.ru/HARMS/xarms_diaries.txt
Категория: Дневниковые записи | Добавил: MaTuAc (02.06.2008)
Просмотров: 1173 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории каталога

Письма Хармса [7]
Письма Хармсу [0]
Дневниковые записи [3]
Выдержки из дневников Даниила Ивановича

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Нужен ли на сайте блок "Новые поступления"?
Всего ответов: 65

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 |