Неофициальный сайт Даниила Хармса
Новости

Новые поступления:

Произведения

Статьи

Загрузки

Четвероногая ворона (2)
[15.10.2011] [Рассказы]
Трактат более или ме... (0)
[31.05.2010] [Статьи и трактаты]
Случай на железной д... (0)
[17.07.2009] [Стихи]
Скупость (0)
[17.07.2009] [Стихи]
Симфония №2 (1)
[17.07.2009] [Рассказы]
Литературные анекдот... (1)
[15.07.2009] [Весёлые ребята]
Даниил Хармс: "... (0)
[21.05.2009] [Макс Фрай]
Даниил Хармс как соч... (1)
[05.04.2008] [Анна Герасимова]
К вопросу о значении... (2)
[05.04.2008] [Анниил Геркар]
Даниил Хармс: Чармс,... (0)
[23.01.2008] [Владимир Грибанов]
Александр Мирзаян (0)
[21.05.2009][Музыка]
Даниил Хармс. Читает... (0)
[28.03.2009][Книги]
Иван Иваныч Самовар.... (0)
[28.03.2009][Книги]
WinDjViewer (0)
[28.03.2009][Разное]
Даниил Хармс - Собра... (1)
[28.03.2009][Книги]

(СФиБВ) В.И.Глоцер о Хармсе



Один человек все время менял имена. Потом и сам забыл, как его фамилия. Так что Хармсом его называли условно. Хармс был писатель и все чего-то писал. У него была мечта уйти в леса, ходить по деревням, рассказывать крестьянам сказки, и за это чтоб давали еду. Но у нас в советской стране так не полагалось. Поэтому его посадили в тюрьму. Хармс был гений. От этого все его неприятности.
А другого человека зовут и всегда звали Владимир Глоцер. У него тоже была мечта: узнать о Хармсе все. И он своего добился. Теперь у кого есть вопросы про жизнь Даниила Ивановича Ювачева по прозвищу Хармс, можно смело обращаться к Владимиру Иосифовичу Глоцеру.
Родился Хармс ровно сто лет назад, 30 декабря. Хорошо, что его будущий отец народоволец Иван Павлович Ювачев вернулся с сахалинской каторги, где сидел за покушение на царя. Тогда в России был царь. Как в сказке.

Хармс и советская власть

«В область детской литературы наша группа привнесла… заумь, которую я в предыдущем протоколе назвал контрреволюционной. К наиболее бессмысленным своим стихам… я отношусь весьма хорошо, расценивая их как произведения качественно превосходные». Из протокола допроса Даниила Хармса 23 декабря 1931 года.

— Владимир Иосифович, Хармс категорически не принимал новой власти?

— Даниил Иванович никогда не говорил «Ленинград». Только «Петербург». Улицу свою никогда не называл Маяковской, только Надеждинской. Против он был советской власти или за? Испытав все ее прелести? 31-й, 37-й, 41-й — три ареста! За такую короткую жизнь.

— Его взяли по доносу?

— Хармс с друзьями собирались и куражились в доме у женщины, муж которой был начальником следственного отдела Ленинградского НКВД! В доме чекиста они вели себя, как всюду. Донос в деле, конечно, есть.

«Ювачев—Хармс в кругу друзей доказывал, что поражение СССР в войне с Германией якобы неизбежно. Заявлял, что посылают защищать Ленинград невооруженных бойцов. Хармс—Ювачев говорил, что… необходимо уничтожить весь пролетариат…».Из показаний Антонины Оранжереевой в Ленинградском НКВД.

— Это правда, что он вышел из дома и исчез?

— Легенды. Пришли, как ко всем. В субботу, 23 августа 41-го года.

— Хармс не был на фронте?

— Его комиссовали как психически больного. Он писал: «Если государство уподобить человеческому организму, то в случае войны я хотел бы жить в пятке».

Хармс и реальность

— ОБЭРИУ! — крикнул Хармс и пропал. «Где ты?» — позвал Введенский и другие поэты. «Я здесь! — сказал невидимый Хармс. — Идите все сюда!». Так эти граждане перешли в иную реальность.

«Бесконечное — вот ответ на все вопросы. Все вопросы имеют один ответ. А потому нет многих вопросов, есть только один вопрос. Этот вопрос: что такое бесконечное?».Даниил Хармс, 2 августа 1932 года, Курск (ссылка).

— Зная тексты Хармса, естественно призадуматься о его связи с реальностью...

— Ему не было 23, когда он написал «Елизавету Бам»! А ведь она полна социальных мотивов. Незащищенность перед натиском власти, жуткие персонажи преследуют героиню, обвиняют в убийстве…

— Что обэриуты понимали под «реальным искусством»?

— Слово, «очищенное от литературной шелухи».

— Самоценность слова, очищенность также и от шелухи смысла?

— Хармс называл это «чистотой порядка». «Я думал о том, как прекрасно все первое. Как прекрасна первая реальность… Я творец мира, и это самое главное во мне. Я делаю не просто сапог, но раньше всего я создаю новую вещь. Мне важно, чтобы… порядок мира не пострадал, не загрязнился от соприкосновения с кожей и гвоздями. Чтобы… он сохранил бы свою форму, остался бы тем же, чем был, остался бы чистым. Когда я пишу стихи, то самым главным кажется мне не идея, не содержание, не форма и не туманное понятие «качества», а нечто еще более туманное, непонятное рационалистическому уму: это чистота порядка. Истинное искусство… создает мир и является его первым отражением. Оно обязательно реально…».

Хармс и дети

Как известно, у Хармса не было детей. А у Пушкина были, и очень много, сорок человек. Бывало, встретит Хармс Пушкина, плюнет и говорит: «Ну зачем тебе, брат Пушкин, столько детей, да каких противных! Зарыл бы ты их в яму».

«…Великого императора Александра Вильбердата при виде ребенка тут же начинало рвать. …Во времена Александра Вильбердата показать взрослому человеку ребенка считалось наивысшим оскорблением. Это считалось хуже, чем плюнуть человеку в лицо, да еще попасть, скажем, в ноздрю. За «оскорбление ребенком» полагалась кровавая дуэль». Даниил Хармс, 1936 — 1938 (?).

— Детская литература была для Хармса и остальных обэриутов только способом существования или нишей свободы?

— Это был остров, где они поселились. «Как прекрасно все первое!». Таков детский взгляд на мир. У ребенка все вызывает удивление. Такова же и поэтика Хармса, его литературное существо. Потому Хармс и классик, что обращался к вечному в ребенке.

— Детская литература — наше вечное спасение! В 37-м году объявить детской песенкой «Из дома вышел человек…»…

— После этой публикации настал кромешный ужас. Год Хармса не печатали в «Чиже», а это была единственная отдушина. «…Продал чужую партитуру «Руслана» за 50 рублей… Сделано последнее. 3 октября 37-го года». Нет денег на хлеб. Вечно в долгах (которые он всегда возвращал). Марина от голода не может двигаться — Хармс достает ей кусочек сахара… Но он работает изо дня в день. Понимаете, что это значит: человек не рассчитывает на печать при жизни — и пишет, пишет каждый день. Для меня это беспримерное творчество:

из дома вышел человек

с веревкой и мешком

и в дальний путь и в дальний путь

отправился пешком

он шел все дальше и вперед

и все вперед глядел

не ел не пил не пил не ел

не пил не ел не ел

и вот однажды на заре

вошел он в темный лес

и с той поры и с той поры

и с той поры исчез.

Хармс и смерть

«Интересно, что бессмертие всегда связано со смертью и трактуется разными религиозными системами либо как вечное наслаждение, либо как вечное страдание, либо как вечное отсутствие наслаждения и страдания». Даниил Хармс. 14 февраля 1939 года.

— Смерть как символ, как философская категория присутствует практически во всех текстах Хармса. Видимо, были какие-то особые отношения со смертью?

— Огромные отношения. Эти совсем молодые поэты потому так значительны и сильны, что размышляли о главном. Введенский указывал на три своих темы: время, смерть, Бог. Время, его текучесть — постоянный мотив Хармса.

— Сон, с которым то и дело экспериментируют его герои, в системе оккультизма — способ прорваться в параллельный, иррациональный мир. Но, живя на грани нищеты и голода, Хармс, вероятно, имел и более «земной» повод думать о смерти?

— Конечно. Но главное — он не мог не думать о читателях-потомках, поскольку не печатался. Меня мучает мысль, что Хармс погиб в 35 лет. Нельзя даже представить себе, что бы нас ждало, проживи он дольше. Ведь, несмотря на голод и блокаду, его творческая энергия все прибывала. А сколько пропало! Его друг вспоминает, что при обыске бумаги уносили мешками. И это не в 41-м, а в 31-м!

— Его расстреляли?

— Он умер в тюремной психиатрической больнице блокадного Ленинграда. От голода.

Хармс и прекрасная дама

Клавдия Васильевна была молодая девица, да к тому же артистка. И вот она сказала Хармсу небрежно, как какому-нибудь франту: «Прощайте, я уезжаю в Москву и там, возможно, буду с кем-нибудь близка». Влюбленный Хармс ничуть не расстроился, потому что теперь он мог писать ей письма. А писать он любил больше всего на свете. Интересно в этой истории то, что Клавдия Васильевна Пугачева тридцать лет была моей соседкой по лестничной клетке.

«…вы — это уже не вы, не то, чтобы вы стали частью меня или я частью вас, или мы оба частью того, что раньше было частью меня самого, если б я не был сам той частицей, которая в свою очередь была частью… Простите, мысль довольно сложная…». Из письма Даниила Хармса к Клавдии Пугачевой. 1933 год.

— Эх, Владимир Иосифович! Ну что мне стоило спросить Клавдию Васильевну, нет ли у нее, случаем, писем Хармса! Тогда бы я, а не вы, стала первым публикатором.

— Мне тоже не повезло. В одном из этих писем он прислал ей гениальные стихи, написанные в ссылке, «Трава». Они пропали.

— Как вы знаете, что гениальные, если пропали?

— По некоторым строчкам, которые вспомнили некоторые люди. «Когда в густой траве гуляет конь, она себя считает конской пищей. Когда в тебя стреляют из винтовки, и ты протягиваешь к палачу ладонь, то ты ничтожество, ты нищий… Когда траву мы собираем в стог, она благоухает. А человек, попав в острог, и плачет, и вздыхает, и бьется головой, и бесится, и пробует на простыне повеситься»… А говорят, это было стихотворение на полчаса. Он вообще писал ей очень значительные вещи, в том числе и о «чистоте порядка». Хотя что она тогда понимала…

Открытия Хармса

«Меня интересует только чушь, только то, что не имеет никакого практического смысла, меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении». Даниил Хармс.

— Метод абсурда существовал в литературе и до Хармса, и параллельно с ним. Но именно Хармс стал культовым писателем и отзывается у самых разных авторов. Почему именно он, а не Эдвард Лир, скажем?

— Между прочим, Лир наряду с Гоголем был его богом. У Хармса есть занятная градация — сколько дал тот или иной писатель человечеству и его сердцу. В цифрах. На первом месте — обожаемый Гоголь: «Человечеству 69, моему сердцу тоже 69».

— 69 чего? У.е.?

— Пожалуй. Лир — 42 и 59… Мировой абсурд, конечно, не начинается с Хармса. Ионеско помоложе, а с Беккетом они практически ровесники. Но даже не слышали друг о друге. А близость, сюжетная связь огромная.

— Абсурд, посеянный Гоголем в России, которую не понять умом, распространился по миру, как интернет? И все-таки почему именно Хармс?

— В пределах прекрасной условности, которую он создавал, его ощущение реальности не так уж далеко от самой реальности. Мир его героев и сюжетов дисгармоничен. Но открытие Хармса в том, что из нелепости, чуши и бессмыслицы он создал абсолютно гармоничный массив текста. Музыку, которая, в отличие от литературы соцреализма, не имела «практического смысла».

— Не столько «отражение жизни», сколько ее новое измерение?

— Да, гениальное искажение. Странность, непредсказуемость очень ценима в литературе. Хармс поэтически желанен для читателя. Его короткие вещи сказали о жизни больше, чем многостраничные романы, потому что были заряжены другой, могучей поэтической энергией. Он глубоко независим, неподцензурен. В силу своей неограниченной внутренней свободы Хармс связан с огромным контекстом. Его можно обнаружить и у Пушкина.

— Верю. Ибо абсурдно.


Меню сайта

Случайное произведение

Бал
(Стихотворные пьесы)
Все все деревья пиф...
(Стихи)
ДЕВИЦА. Подруги! Где вы?! Где вы?!...
(Стихотворные пьесы)

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Нужен ли на сайте блок "Новые поступления"?
Всего ответов: 65

Статистика

Rambler's Top100
Copyright MyCorp © 2018 |